Как формируется самооценка
Автор: Анна Крымская (под редакцией Елизаветы Файнтух) · 23.10.2021
Наша самооценка формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте в общении со значимыми взрослыми: родителями, бабушками и дедушками, учителями и другими.
При каких условиях формируется здоровая и устойчивая самооценка?
- Ребенок получает от родителей ощущение собственной значимости
- Чувствует принятие и любовь
- Его потребности считаются важными и удовлетворяются по мере возможностей
- Взрослые видят и поддерживают его активность и инициативы
- Предоставляют свободу экспериментировать
- Верят в его способности
- Хвалят и награждают за успехи
- Не обесценивают в случае неудач
- Позволяют ошибаться и признают свои ошибки, на собственном примере учат извиняться
- Критикуют конкретные поступки, а не личность ребенка
- Воспринимают его всерьез
- Интересуются мнением ребенка и учитывают его при принятии решений
- Объясняют логику своих решений, особенно если решение противоречит желаниям ребенка
- Уважают границы ребенка и свои
- Значимые взрослые ценят себя и окружающих и принимают такими, какие они есть
Все это формирует здоровые представления о себе, мире и собственной роли в нем. Ребенок учится доверять себе и окружающим, не боится изучать и делать ошибки.
Что может способствовать развитию у ребенка неустойчивой, заниженной или завышенной самооценки?
Родители пренебрегают чувствами и желаниями ребенка
Для них ребенок — исполнитель определенных функций. Он должен соответствовать требованиям и вписываться в картинку «правильного» ребенка. Его мысли и чувства обесцениваются, потребностями пренебрегают. «Родитель лучше знает», а «ребенок сам виноват».
В лучшем случае ребенок получает одобрение, любовь и подарки пока соответствует представлениям родителей и лишается их если нет. Но бывает так, что «хорошее» поведение воспринимается как должное, а за ошибки и несоответствия ребенка наказывают.
Родители часто сравнивают ребенка с другими
Такой ребенок часто оказывается «лучше» или «хуже» других по словам родителей. Он не получает безусловного принятия и учит, что достоин любви и одобрения только когда оказывается на первом месте. Жизнь ребенка превращается в постоянную битву за пьедестал. Вырастая, такой человек постоянно будет искать одобрения и признания со стороны окружающих, а его самооценка будет зависеть о того, какое место занял в воображаемом рейтинге.
Взрослые не уважают личные границы ребенка
Не разрешают закрываться в комнате, читают его переписки в соцсетях, перекладывают вещи ребенка по своему усмотрению. Нередко такие родители могут говорить, что у ребенка нет собственных вещей и они могут в любой момент все забрать, ведь вещи куплены за деньги родителей.
Все это — проявления недоверия и неуважения и работает против формирования ощущения безопасности и стабильности, важных для развития устойчивой самооценки.
Гиперконтроль
Некоторые родители в силу своей тревожности или недоверия постоянно перепроверяют, действительно ли сделано домашнее задание, точно ли их ребенок дошел до школы, правильно ли помыл тарелки и везде ли вытер пыль. Ребенок в такой ситуации не может проявлять инициативу, оказывается под постоянным контролем, что не позволяет сформироваться представлениям о собственной компетентности, способности что-либо делать
Предъявление чрезмерных требований
Многие родители хотят для ребенка лучшего, но не всегда соизмеряют эти представления с желаниями и возможностями ребенка, не соответствующих реальным возможностям ребенка. Таких детей часто отдают в секции с соревнованиями, гимназические школы, различные курсы, не обращая внимания на их интересы или умения. Ребенок находится в постоянной гонке за недостижимым идеалом, постоянно оставаясь недостаточно хорошим.
Придирки, высмеивания и оскорбления
Ребенок оказывается в постоянно враждебной среде: любое его действие, слово или внешний вид может быть негативно оценено или обесценено. Такие родители часто скупы на похвалу и в итоге ребенок ощущает себя плохим и неправильным.
Похвала, которая не соответствует действительности
Если родители всегда восхищаются ребенком и одобряют любое его поведение, то он не получает опыт справедливого отношения и его контакт с реальностью сильно слабеет. Кто-то в этой ситуации может свалиться в глубокую неуверенность в себе, поскольку чувствует — такая похвала не соответствует объективному положению дел, меня обманывают. А другой, напротив, может укрепиться в инфантильной грандиозности и ощущении собственного величия.