Пищевые сценарии: классификация
Автор: Анна Крымская · 06.09.2021
Не знаю, как вам, а мне всевозможные классификации доставляют эстетическое удовольствие и непроизвольное желание пристроить себя/своих друзей/клиентов/знакомых по выделенным ячейкам.
Одна из моих самых любимых классификаций - классификация пищевых сценариев, разработанная Светланой Бронниковой, автором книги «Интуитивное Питание».
Она основана всего на 2 параметрах:
- степени осознанности пищевого поведения
- наличии ограничений в еде
Существует 4 базовых сценария:
- Осторожный едок (высокая осознанность + ограничения в еде)
- Профессиональный едок (низкая осознанность + ограничения в еде)
- Беспечный едок (низкая осознанность + безусловное разрешение есть)
- Интуитивный едок (высокая осознанность + безусловное разрешение есть)
Осторожный едок
Для этой категории здоровое питание носит характер сверхценной идеи. Они знают все о консервантах, вреде ГМО, правильном сочетании белков-жиров-углеводов, водном режиме и свято следуют всем принципам того, что считают «правильным питанием».
Многие по соображениям здоровья становятся вегетарианцами, переходят на сыроедение, употребляют исключительно «органическую», «фермерскую», «эко» - продукцию.
Пища, не соответствующая этим стандартам, воспринимаются как «яд», который ни в коем случае не должен попадать в их организм.
Покупка продуктов для таких людей – долгая и сложная задача: они внимательно изучают все этикетки, едут за подходящими продуктами на другой конец города, тщательно планируют свой рацион на несколько дней вперед.
Доведенный до крайности, этот пищевой сценарий переходит в расстройство под названием «орторексия». Для орторекса проблема питания – вопрос выживания («питаться нужно правильно, или умрешь»), он ощущает окружающий мир как очень враждебный и стремящийся его «отравить». Подобные переживания могут указывать на нарушения базовой привязанности в раннем детстве. Что и следует сделать фокусом психотерапии с подобными клиентами.
Профессиональный едок
Для этого типа характерна низкая сознательность пищевого поведения + наличие ограничений в еде.
Такие люди знают все о калорийности продуктов, умеют «энергетический вес» практически любого блюда, они все время сидят на диете, все время считают калории и напряженно думают о еде.
Они практически не ощущают вкус пищи и порой даже с трудом помнят, что именно ели на обед; зато всегда четко знают, какое точно количество калорий / энергетических единиц / килоджоулей / жиров-углеводов содержало в себе блюдо.
Как и при любой диетической модели питания, здесь неминуемы срывы. Поэтому нередко бывает, что эти люди со временем набирают лишний вес.
Еда перестает приносить им удовольствие и отрывается от чувства голода. Вместо этого каждый прием пищи становится своеобразной формой «борьбы» с глобальным чувством неопределенности.
Чрезмерный контроль за питанием как бы отвлекает человека от тотального ощущения невозможности контролировать окружающий мир и тревоги по этому поводу.
Курсе на втором я сама очень плотно побыла в позиции «профессионального едока». Когда вспоминаю те несколько месяцев - перед глазами сразу встаёт записная книжка, мелко исписанная всем, что я ела в то время, с аккуратным расчетом калорий и оценками себе за «плохое» и «хорошее» поведение.
Я тогда, конечно, сильно похудела, но радости особой не испытывала, так как вся жизнь превратилась в постоянные мысли о еде, доходящие порой до навязчивых образов и желаний.
А ещё отлично помню, как в определенный момент дорвалась до новогоднего стола и снесла столько, сколько обычно съедаю за неделю. Тогда впервые появилось ощущение, что вся эта схема с ограничениями в еде как-то неважно работает.
Меня до сих пор иногда догоняют идеи «запретить себе есть сладкое/мучное/жареное и т.п.», но спасибо книге Бронниковой: тех отчаянных форм, как в студенчестве, они уже не принимают.
Беспечный едок
Этот тип можно условно разделить на 4 подгруппы, каждая из которых характеризуется низкой сознательностью и безусловным разрешением есть.
Хаотичный едок: таким людям часто бывает некогда или жалко времени на еду. Они очень заняты и перекусывают впопыхах, чем попало, а порой и вовсе забывают поесть. В результате питание становится несбалансированным, хаотичным, в ход идут не самые полезные продукты, человек часто переедает.
Эмоциональный едок: сюда относятся те, кто склонен заедать свои негативные переживания. Нередко у таких людей бывает трудность понять, какую именно эмоцию они испытывают: тревогу, скуку, грусть или злость. Сильные эмоции ошибочно принимаются за голод, и человек начинает есть, вместо того, чтобы выразить свои переживания более подходящим способом. Но даже если эмоции распознаются верно, может быть недостаток способов совладания с ними; и тогда еда становится единственным вариантом хоть как «заглушить» свои негативные переживания.
Член общества «чистых тарелок»: с глубокого детства этих людей приучили к мысли, что еду выбрасывать нельзя. Поэтому им свойственно давиться, даже если место в желудке уже кончилось, доедать за другими членами семьи, перерабатывать наполовину испорченные продукты. Обычно это связано либо с пережитым кем-то в прародительской семье физическим голодом и бедностью, либо с попыткой матери такого человека гиперкомпенсировать недополученное ею самой в раннем детстве через желание «впихнуть» в своего ребенка как можно больше.
Безотказный едок: пищевое поведение этих людей определяется не голодом, а так называемым «полевым поведением» – если рядом еда, я должен её съесть. Фуршеты и шведские столы для них – большое испытание, ведь хочется все и сразу. А пройти мимо вазы с фруктами или сладостями просто невозможно. Подобное поведение легко понять с эволюционной точки зрения. Наши предки были вынуждены «запасать» резервы в форме жира. Это помогало им переждать голодные периоды и выжить. Сейчас ситуация в развитых странах иная: еда доступна в изобилии. И то, что помогало нашим предшественникам выжить, сейчас стало дисфункцией пищевого поведения.