Что такое норма?
Автор: Елизавета Файнтух · 11.02.2022
В психологии существуют разные понимания и виды норм. Вот основные из них:
- Статистическая — нормально то, что свойственно большинству и встречается наиболее часто. Эдакая психологическая уравниловка. На самом деле довольно искусственная вещь, поскольку в природе в чистом виде не встречается.
- Социальная — нормально то, что соответствует общественным ожиданиям и установленному образцу. Как вы понимаете, в разных социумах нормальным будет считаться разное. К примеру, прийти в отделение банка в пижаме в Штатах норм, в России пока не очень.
- Идеальная — нормально то, что соответствует некоторому образцу. При этом сам образец выбирается субъективно и произвольно. Этот подход особенно наглядно видно через религиозное мышление, когда есть противопоставление идеального Бога (условной нормы) и неидеального человека (не нормы).
Вот еще 2 понимания, которые, на наш взгляд, в разы терапевтичнее:
- Индивидуальная норма — предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором он сам обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным задачам, жизненным ценностям, возможностям и внешним обстоятельствам.
- Функциональная — нормально то, что способствует выполнению важных жизненных функций, помогает достижению определенных целей, не приносит вреда и не разрушает человека. В этом плане, определение психического здоровья как способности “любить и работать”, данное Фрейдом, вполне себе относится к функциональному понимаю.
Немного истории:
- Изначально психическое здоровье воспринимали как отсутствие каких бы то ни было расстройств и отклонений. То есть тот, кто не болен, тот здоров.
- Потом начали активно обсуждать идею некоторого “непрерывного континуума” состояний между 100%-ым здоровьем и 100%-ой болезнью.
- А сегодня психическое здоровье рассматривается Всемирной Организацией Здравоохранения как “состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества”.