Ответственны ли мы за чужие чувства?

Этот вопрос всегда вызывает споры. Даже среди наших подписчиков мнения разошлись.

Поэтому мы спросили одного из наших психологов, специалиста рационально-эмоциональной поведенческой терапии Ивана, поделиться его видением.

«Обычно этот тезис встречается в таком виде «Мы не ответственны за чувства других, потому что люди сами несут ответственность за них». Я очень осторожно его использую, потому что смысл находится на грани «добра и зла».

С одной стороны, на нём основаны многие эффективные школы психотерапии. А с другой — злоупотребление этим тезисом может приводить к образованию огромной пропасти во взаимоотношениях между людьми, ведь «обида — проблема обижающегося».

Чтобы использовать позитивную составляющую и избегать злоупотребления, давайте посмотрим на этот тезис с точки зрения рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ). Любая информационная статья о ней начинается с цитаты стоика Эпитета: «людей расстраивают не сами события, а их взгляды на эти события».

Альберт Эллис, американский психотерапевт, стоявший у истоков когнитивной революции в психологии и формирования гуманистического подхода в психотерапии, автор РЭПТ, жизнеутверждающе говорил:

«Лучшие годы вашей жизни — когда вы решаете, что ваши проблемы принадлежат вам. Вы не вините в них мать, экологию или президента».

Он обучился и практиковал классический психоанализ, который базировался тогда на обратной идее (наше прошлое ответственно за наши чувства), осознал его несостоятельность, изучил всю имеющуюся на тот момент научную информацию, философию и предложил модель ABCDEFG.

Модель ABCDEFG

У нас есть ценности, согласно которым мы ставим перед собой цели (G — Goal англ.). На пути к этим целям мы встречаемся с разными событиями (А — активирующие события). Они могут способствовать достижению целей, приводить к жизни в соответствии со своими ценностями, или нет. В любом случае эти события мы воспринимаем через призму наших убеждений/верований (B — beliefs англ.) и только потом мы ощущаем следствия (С — consequences: это чувства, мотивация, поведение и даже физиология). Эти следствия либо помогают нам в достижении целей, либо, наоборот, препятствуют. Во втором случае мы можем прибегнуть к пересмотру (D — dispute) своих взглядов (B) и сформировать новые эффективные (EF — effective) убеждения, которые в итоге помогут.

Получается, что чувства — результат наших собственных убеждений и ценностей. И наша ответственность начинается там, где мы выбираем убеждения, через которые посмотрим на это противоречие или соответствие.

Мы можем посмотреть гибко и относительно или ригидно и абсолютно. В первом случае чувства будут функциональны и помогут разрешить проблему или подкрепить желательное поведение, подчеркнут ценности. А во втором — будут болезненны и нарушат наше самочувствие, приведут к деструктивному поведению.

И другие люди тоже сами ответственны за свои.

Легче проиллюстрировать это на таком примере: вспомните какое-нибудь событие/обстоятельство, по поводу которого вы расстраивались или наоборот радовались. Представьте себе 100 человек вашего возраста чем-то на вас похожих и чем-то отличных. И ответьте себе на вопрос: «все ли из этих 100 человек будут испытывать точно такие эмоции по поводу этого события/обстоятельства?».

Стоит уточнить, что эта ответственность не абсолютная.

Потому что наши ценности — это очень сложный конструкт, который не только не всегда нами осознается, но и очень тяжело подвергается изменениям. Противоречие или соответствие событий/обстоятельств/поступков другого нашим ценностям уже сразу определяет направленность наших чувств, — будут они позитивны или негативны.

Но если каждый сам несёт ответственность за свои чувства, что останавливает нас от того, чтобы ранить других?

Благополучие окружающих нас людей тоже является ценностью. Это у людей от природы: мы выжили в дикой природе благодаря объединению и образованию культуры. Социальная ценность заложена в нас эволюцией. Те же стоики указывали, что природа человека — жить счастливо в обществе других людей. Все действия, поступки, представления, чувства мешающие этому — «против природы», то есть дисфункциональны. Именно поэтому мы можем одновременно ценить автономию и стремиться к благополучию близких. Выбирать не ранить чувства других.

Значит ли это, что мы не должны чувствовать себя плохо, когда всё-таки причиняем кому-то боль или когда кто-то причиняет её нам?

Вовсе нет. Вполне естественно испытывать негативные чувства в ответ на то поведение окружающих, которое противоречит нашим целям и ценностям, или говоря трендовым языком — нарушает наши границы.

Как раз эти чувства, если они функциональны, то есть являются результатом рационального восприятия реальности, могут показать нам, что наши границы нарушены, помочь отстоять их «экологично», с соблюдением чужих.

Важно помнить, что мы выбираем именно качество чувства. Конечно, вполне можно «словить дзен» и вовсе не реагировать на нападки других, но для этого нужно проделать немалую работу над собой, которая может занять годы. Тут в помощь буддизм).

Значит ли это, что люди не способны/не обязаны влиять на эмоции друг друга в лучшую или худшую сторону?

Управлять не способны, но косвенно влиять — конечно. По описанному выше механизму.

При этом важно помнить, что у вас нет способности читать мысли другого, и тем более управлять ими. Значит, вы не можете быть обязаны, потому что не всегда можете даже понять ценности и убеждения другого человека, не то что менять. Но вы можете выбирать, чьим интересам следовать в данной конкретной ситуации, находить компромиссы удовлетворяя свои желания и не задевая «границы» других.

Вот это — ваша ответственность».

На вопрос отвечал Иван, психолог YouTalk, специалист по рационально-эмотивно-поведенческой терапии

Записаться к Ивану или другому психологу нашего сервиса можно по кнопке «Подобрать психолога» в верхнем углу страницы.

Откликается проблема?

Поможем подобрать специалиста по работе с подобным запросом

Подобрать психолога