Как работает психолог в гештальт-психотерапии?
Автор: Татьяна Красильщикова (под редакцией Елизаветы Файнтух) · 23.07.2022
«Гештальт» с немецкого переводится как «целостный образ», отсюда и выражение «закрыть гештальт» — то есть переработать какую-то незавершенную ситуацию так, чтобы прожить чувства, связанные с ней. Освободиться, сделать так, чтобы она не влияла на дальнейшую жизнь человека.
Чтобы прийти к гештальт-терапевту, не обязательно иметь четкий запрос или задачу — достаточно ощущения, что в жизни что-то не устраивает, хочется жить по-другому. В процессе общения терапевт поможет сформулировать, что именно не так и как бы хотелось. Исследуется, что человеку мешает, почему он поступает именно так, и как это можно изменить.
Как работает гештальт-психотерапия?
Гештальт-подход — мягкий, не директивный. Терапевт не знает «как правильно», он лишь помогает человеку найти его собственные ресурсы, желания, ценности и разобраться, как ему лучше поступать в той или иной ситуации. Сессия проходит в форме разговора, иногда могут использоваться творческие техники: например, терапевт может предложить что-то нарисовать, написать или встать и подвигаться.
В работе с клиентом гештальт-терапевт уделяет внимание и телу, и мыслям, и чувствам в равной степени, хотя иногда на чувства делается особый акцент: считается, что они наиболее точно подсказывают человеку, что с ним на самом деле происходит и чего он хочет.
В гештальте нет такого сильного фокуса на детских воспоминаниях, как, например, в психоанализе. Безусловно, терапевт исследует истории жизни клиента, включая и самые ранние, но может работать и без сильного углубления в прошлое. Получается, что в гештальте чуть более важным является концентрация на текущем моменте, а работа с прошлым опытом — это способ понять, почему так происходит в настоящем.
Зато в гештальте важна целостность контекста: исследуя трудности клиента в определенной сфере, терапевт обязательно составляет полную картинку его жизни: как он живет в своей семье, на работе, каковы его отношения с друзьями и близкими. На самом деле, все сферы жизни очень связаны и влияют друг на друга — и, как правило, если какая-то особенность человека ярко проявляется в семье, то она в каком-то виде проявится и в других отношениях, даже рабочих. Рассмотрение целостного контекста помогает терапевту лучше понять клиента и сделать более точные предположения о том, что с ним происходит.
Самый частый вопрос, который можно услышать от гештальт-терапевта, это «Что ты чувствуешь?». В гештальт-подходе считается, что эмоции и телесные ощущения — это самые яркие и верные сигналы, помогающие понять, что происходит с человеком и что ему сейчас нужно на самом деле, в отличие от мыслей, которые часто могут запутывать нас.
Ещё один из вопросов будет звучать как «про что это для тебя?». Дело в том, что в зависимости от личного контекста, каждый из нас к одному и тому же факту может относиться совершенно по-разному. У всех нас разные истории жизни, характеры, стремления, поэтому то, что для одного может быть огромной радостью и счастьем, для другого может быть большим грузом. Этим вопросом терапевт уточняет, как его клиент относится к происходящему, чтобы не навешать собственных проекций и посмотреть на это «с колокольни другого человека».
На гештальт-сессиях основная работа происходит в процессе взаимодействия терапевта и клиента. Но часто клиенты просят дать «домашнее задание» — оно возможно, но совершенно не обязательно. Если человеку важно между встречами продолжать работать самостоятельно, то он может договориться со своим специалистом о получении такого задания. Как правило, оно направлено на то, чтобы интегрировать, закрепить то, что происходило на сессии, либо исследовать эту тему чуть шире и найти новые идеи.
Может ли гештальт-терапевт на сессиях говорить о себе, своем опыте?
Да, в отличие от психоаналитика гештальт-терапевт имеет право быть открытым настолько, насколько считает нужным. Но если он рассказывает что-то о себе, то это делается не для того, чтобы поболтать, а чтобы поделиться каким-то своим опытом, который может оказаться ценным для клиента. При этом терапевт всегда остается в своей устойчивой позиции и не нарушает границ профессиональной этики: не переводит терапевтические отношения в дружеские или любовные, воздерживается от советов и оценочных суждений, а также соблюдает конфиденциальность в отношении историй, рассказанных клиентом.
Как часто происходят гештальт-сессии?
Оптимально — раз в неделю, чаще встречаться не рекомендуется. Если активный этап психотерапии уже позади, и человеку нужны лишь поддерживающие встречи – это могут быть встречи раз в месяц.
Как долго нужно ходить к гештальт-терапевту?
Если речь идёт о серьёзных изменениях, то хотя бы полгода с периодичностью раз в неделю. Иногда люди ходят к терапевту годами, если есть необходимость в регулярной поддержке, и это тоже нормально.
Имеет ли смысл прийти к гештальт-терапевту на единичную консультацию?
Безусловно, да.
Во-первых, так вы сможете оценить, насколько вам подходит этот метод (и этот специалист). Во-вторых, если вопрос какой-то точечный, узкий, он может решиться и за одну встречу. Важно понимать, что одна-две встречи — это консультирование, то есть, по сути, получение рекомендаций для самостоятельной работы. Психотерапия же, независимо от подхода, предполагает серию встреч, более глубокое погружение и устойчивый результат.
Есть заблуждение, что человек «может стать зависимым от терапевта», привыкнет к постоянной поддержке и не сможет жить без этого. Это не так, хотя бы потому, что задача терапии — сделать так, чтобы человек научился хорошо жить без нее. Как правило, в процессе терапии стираются убеждения вроде «я со всем должен справляться сам» и «никому нельзя показывать слабость», и дальше человек в обычной жизни легко может обратиться за поддержкой к друзьям и близким в те моменты, когда она нужна.
В каких случаях человеку показана именно гештальт-терапия?
Этот подход хорошо работает практически с любым запросом, разве что кроме химических зависимостей и большинства психических расстройств. Дает хорошие результаты в работе с темой семьи, с долгими, тянущимися историями, с длительными чувствами обиды, страха, грусти, тоски, злости. Хорошо помогает при психосоматических расстройствах. Отлично работает с темами самооценки, отношения к себе, самоопределения.