Как детские травмы влияют на нас во взрослом возрасте и что с этим делать?
Автор: Татьяна Красильщикова (под редакцией Марии Лаврентьевой) · 15.05.2022
Мы находимся в эпицентре сложных и тревожных событий. И совершенно нормально испытывать в связи с ними разные яркие чувства. Но не стоит забывать, что каждая наша реакция на действительность всегда складывается из двух составляющих: из того, как мы реагируем на конкретный повод здесь и сейчас — и из того, какие внутренние травмы прошлого задеты в этот момент.
Если у событий настоящего есть нечто общее с тем, что происходило с нами в детстве, переживать текущие события становится еще больнее.
На то, как мы воспринимаем происходящее, влияет не только наша личная история, но и история нескольких поколений нашей семьи, и даже история государства. Прошлое стран СНГ (да и многих других) — сложное, многогранное и неспокойное. Наши родители, бабушки и дедушки пережили несколько войн, смену политических режимов, экономические кризисы. В каждой семье рассказывали истории о том, как ее представители адаптировались к изменениям, спасали себя и детей, переносили потери и сложности. А также вырабатывали собственные правила выживания, которые потом передавались из поколения в поколение.
Опыт предков всегда влияет на жизнь потомков. В наших личных историях, в том числе и детских, могли отзываться травмы бессилия, неопределённости, небезопасности, страха, стыда, потери, отвержения, бедности, которые когда-то пережили наши старшие родственники. В свое время они как-то справлялись (иногда не без потерь) с разными вызовами — и передавали способы реагировать на них следующим поколениям. К примеру, во многих семьях и по сей день существует негласный запрет на громкие разговоры или на то, чтобы делать самостоятельный выбор — и этот запрет может быть обусловлен множеством обстоятельств прошлого, как бы фантастично это ни звучало. К сожалению, в детстве многие из нас сильно пострадали из-за того, что взрослые рядом с нами в силу собственного опыта не смогли правильно поддержать нас в тяжелых обстоятельствах или даже усугубили травму своим поведением.
Что с этим делать?
Вкратце: помните, что вы уже не ребенок, и ресурсов у вас сейчас несравнимо больше, чем было в детстве. Сегодня, испытывая болезненные эмоции, вы можете осознавать, что с вами происходит, и каким-то образом менять ситуацию (или хотя бы просто давать себе необходимую поддержку).
Какие потребности могут лежать за тем или иным переживанием и как можно их удовлетворить хотя бы частично?
Переживание небезопасности
Если рядом с ребенком были взрослые, которые с трудом справлялись со своими тревогами и проецировали их на ребенка, ощущение того, что мир бесконечно опасен, будет преследовать его и во взрослой жизни. В этом случае родные могли транслировать ребенку послания и правила вроде: «никому нельзя доверять», «не бегай — упадешь». Во взрослой жизни человек, выросший в подобной обстановке, испытывает трудности с доверием и не способен оставаться в состоянии покоя и отдыха.
Как справляться из взрослого ресурсного состояния?
Оценивайте опасности и риски, опираясь на реальность. Защищайте и берегите себя, если того требуют обстоятельства. Продумывайте «план Б», познавайте свои сильные стороны, создавайте как можно больше опор. Но при этом учитесь доверять миру и расслабляться, если непосредственной угрозы жизни и здоровью нет.
Переживание неопределённости
Ребенку крайне важно знать, что окружающая обстановка стабильна, что взрослый обязательно о нем позаботится. Но родители, к примеру, оставляют его одного, в саду или с бабушкой, но не сообщают, когда вернутся; или увозят его куда-то, не объясняя, зачем и почему это делают. Все это сильно пугает детей. Если близкие люди были ненадежными, если они вели себя непоследовательно, во взрослом возрасте состояние неопределенности может быть для нас сильнейшим триггером. Сейчас же концентрация неопределенности в жизни (и в мире в целом) намного выше, чем обычно, и потому эти переживания могут не только возвращаться, но и обостряться.
Как справляться из взрослого ресурсного состояния?
Добавляйте определенности в свою жизнь самостоятельно, насколько это возможно. Например, ищите информацию, которой вам не хватает. Попробуйте строить более четкие планы, хотя бы на ближайший день. Подумайте о делах и событиях, которые вы точно можете планировать — например, походы в магазин, ведение дневника, физическая активность, встречи с друзьями. Разберитесь, какие составляющие вашей жизни остались неизменными и чем вы точно можете управлять вне зависимости от внешних событий: это поможет вам обрести опору.
Переживание бессилия
Становится хроническим, если в детстве ребенок не видит связи между своим усилием и результатом. Например, он мечтал пойти в зоопарк и просил об этом родителей, но те по каким-то причинам не откликнулись. Или нуждался в помощи с домашним заданием и говорил об этом, но в итоге не получил ее. Или просил родителей перестать кричать друг на друга — но тем было не до него. Тогда у человека формируется ложная картинка о том, что мир полностью неподвластен и хаотичен. А раз так, нет никакого смысла пытаться что-то изменить.
Как справляться из взрослого ресурсного состояния?
Разделите события и явления настоящего на два типа: первый — это то, на что вы действительно не способны повлиять, а второй — то, на что способны. И попробуйте предпринять шаги по изменению того, что зависит от вас — пусть даже очень маленькие шаги. Повлиять на мировую экономику вы не можете, а вот найти новую, более оплачиваемую или менее изматывающую работу — вполне.
Переживание стыда и отвержения
Если взрослые высмеивают или критикуют поведение и личность ребенка, переживание стыда и отвержения может остаться с ним на всю жизнь. Когда-то, чтобы быть принятым, ему пришлось много подстраиваться под ожидания и представления других людей и отказываться от части себя. Сейчас эта травма у некоторых «болит» особенно сильно: в свете происходящих событий многие говорят об ощущении вины за свои выборы и действия, о чувстве стыда за свое состояние и мысли, о страхе быть самим собой.
Как справляться из взрослого ресурсного состояния?
Самостоятельно или с помощью психотерапевта пробуйте обнаруживать, принимать и выражать свои чувства и желания. Учитесь доверять самому себе, уважать свои решения, осознавать себя как отдельную личность. Старайтесь обозначать свои границы, осознавать свои права и обязанности, не позволять никому на вас давить и склонять к чему-либо, манипулируя вашими чувствами. Вы имеете на это полное право вне зависимости от обстоятельств.