• #эмоции
  • #самопомощь
2022-03-09

Первая психологическая помощь

Автор: Елизавета Файнтух

Первая психологическая помощь
В экстремальных условиях людям бывает нужна не только медицинская, но и психологическая помощь. Подготовили гайд для непрофессионалов об общих принципах первой психологической помощи и частных случаях: истерике и панических атаках.

ВАЖНО: прежде чем оказывать психологическую помощь, убедитесь в безопасности ситуации для себя и человека. Если есть прямая угроза жизни и здоровью, сначала нужно избежать её: переместиться в другое место, получить медицинскую помощь. Также не пытайтесь оказать первую психологическую помощь, если сами в ней нуждаетесь. После оказания помощи позаботьтесь о себе физически и эмоционально.

Помните, что пострадавшие могут испытывать гнев и разочарование и направлять их на вас. Если это не угрожает вашей безопасности, старайтесь сохранять спокойствие и проявлять понимание.

Принципы первой психологической помощи:

  • помочь удовлетворить базовые потребности;
  • выслушать человека, не принуждая говорить;
  • обеспечить эмоциональную поддержку;
  • помочь с получением информационной и другой помощи;
  • предотвратить дальнейший вред.

И ещё: первая психологическая помощь — это не психологическая консультация и не замена терапии. Она помогает в моменте, но не с долгосрочными последствиями.

Главный компонент ППП — активное слушание.

Как его применить?

  • если есть возможность, постарайтесь поговорить там, где вам не будут мешать окружающие;
  • если человек готов говорить, полностью выслушайте его;
  • будьте терпеливы и спокойны. Не пытайтесь поскорее закончить разговор, не торопитесь в своей речи;
  • концентрируйтесь на том, что говорит человек, не перебивайте;
  • покажите человеку, что внимательно слушаете: смотрите на него, периодически кивайте, подтверждайте короткими фразами;
  • говорите спокойно, четко, медленно, простыми словами.

Другие компоненты первой психологической помощи:

  • если вы незнакомы, сначала представьтесь. Соблюдайте комфортную для человека дистанцию;
  • если человек уже находится вне опасности, напомните ему об этом;
  • узнайте, готов ли он принять помощь и какая именно нужна;
  • предоставляйте фактическую информацию, если она у вас есть. Честно говорите, что знаете, а чего не знаете;
  • спросите, можно ли прикоснуться. Если да, аккуратно дотроньтесь до руки или плеча. Если это ваш знакомый, спросите, можно ли его обнять;
  • старайтесь узнать, какие услуги и помощь предоставляются пострадавшим, сообщайте эти сведения, их источник и степень его надежности людям, которым вы помогаете;
  • если можете и нужно, предложите человеку еду, воду, сменную одежду, укройте пледом;
  • отметьте проявленные пострадавшим усилия, направленные на самостоятельный выход из тяжелой ситуации;
  • дайте возможность помолчать;
  • убедитесь, что человек не будет находиться в одиночестве, когда вы не сможете быть рядом.

Что нельзя делать?

  • не навязывайте помощь. Если сможете оказать её позже, когда человек будет готов — скажите об этом;
  • не давайте ложных обещаний и информации, лишь бы успокоить. Честно говорите об обстановке, а также границе своих знаний и навыков;
  • не принуждайте рассказывать, что произошло, вдаваться в детали;
  • не оценивайте поступки и переживания людей;
  • не говорите, что всё будет хорошо, а также что другой должен и не должен чувствовать («не переживай», «радуйся, что жив»);
  • не пересказывайте собеседнику личные рассказы, услышанные от других;
  • не говорите о своих собственных трудностях;
  • не думайте и не действуйте так, словно обязаны решить за другого все его проблемы;
  • не лишайте человека веры в собственные силы и в способность самому позаботиться о себе.

Если человек в истерике

Признаки: странное поведение; крики; хаотичные движения руками и ногами; либо напротив — остолбенение, подобное трансу состояние (при этом человек в сознании).

Помните, это не манипуляция ради внимания или ипохондрия. Это искренняя психологическая реакция на стресс.

Как помочь человеку в истерике?

  • не давайте человеку пощёчин и не делайте других шокирующих действий;
  • постарайтесь оградить человека от зрителей;
  • оставайтесь спокойны. Говорите поддерживающе, но твёрдо;
  • попробуйте мягко переключить его внимание. Например, предложите человеку тёплый напиток и попросите сосредоточиться на процессе питья;
  • если человек теряет сознание или его состояние ухудшается, позовите доктора.

Если случилась паническая атака

Признаки: резко возросшая тревожность, страх; ускоренное сердцебиение, потение, дрожь, головокружение; ощущение, что человек задыхается; боль и дискомфорт в груди; ощущение нереальности происходящего; страх смерти, потери контроля, безумия; мурашки или волны жара.

Симптомы ПА похожи на сердечный приступ. Если вы и человек не уверены на 100%, что это, — вызовите скорую.

Как помочь при панической атаке?

Прямо спросите, нужна ли человеку помощь и какая. Например, увести от толпы или сесть на землю. Если помощь нужна, но человек не может сформулировать конкретно, вы можете предложить свои способы так, чтобы ему достаточно было кивнуть или сказать «нет» в ответ.

Не обесценивайте состояние: скажите, что страх вполне реален, но напомните, что паническая атака сама по себе не опасна. Она пугает, но человек в безопасности, симптомы пройдут. Если вызвали скорую — скажите об этом.

Попробуйте предложить человеку техники заземления: то есть те, что возвращают в контакт с реальностью и дают ощущения опоры. Твердо поставить обе ноги на землю, обратить внимание на нейтральные звуки/запахи/телесные ощущения. Похлопать себя по коленям. Потрогать предметы с разной текстурой.

Не нужно дышать в пакет. Если кто-то дышит слишком часто, не обращайте его внимание на дыхание, лучше сосредоточьтесь на своем, чтобы оно оставалось спокойным и человек мог под него бессознательно подстроиться.

Откликается проблема?

Поможем подобрать специалиста по работе с подобным запросом

Подобрать психолога